Мир для путешественника

Метро или фуникулер — парадоксальный транспорт Хайфы

Haifa Metro oplata proezda

Метро Хайфы – уникальное место! Мало того, что оно является единственным подземным средством общественного транспорта во всем Израиле, так еще считается самым коротким метро в целом мире. Заинтересовались? Тогда давайте как обычно окунемся в историю, затем я поделюсь впечатлениями от метро и в конце приведу всю полезную информацию для тех, кто соберется лично прокатиться на хайфской подземке.

Четкого определения, что же ездит под землей Хайфы, нет. Кто-то называют систему метрополитеном, кто-то фуникулером. Мне проще называть систему внеуличного подземного транспорта метро.

История метро Хайфы не менее интересна, чем история израильского народа. Было в ней все: и тяжелые времена, и счастливые, было и забвение.

Соединить Нижний город с кварталами, расположенными на горе Кармель, власти Хайфы задумали еще на рубеже 20-х годов XXвека, когда у евреев не было своего государства. Однако, несмотря на обилие планов, реализовать их удалось только после обретения Израилем независимости. Появление нового вида транспорта было не прихотью, а острой необходимостью, поскольку автобусное сообщение между районами города, лежащими на горе, и Нижним городом становилось все более проблематичным.

После недолгих обсуждений в мэрии пришли к выводу, что самым оптимальным решением станет транспорт подземного залегания. Строительство метрополитена доверили французской фирме «Дюнкеркуаз», оно началось в 1956 году. Спустя три с небольшим года метро, состоящее из одной линии и шести станций, начало свою работу. Оно получило название «Кармелит» в честь горы, в недрах которых было прорыто, а не в честь сериала как кто-то мог подумать =0). Торжественную церемонию открытия «Кармелита» посетил даже премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион.

Но практически сразу после открытие метро его одно за другим стали постигать различные несчастья. То поезд в стены врежется, то вагоны с тормозов сорвутся, а то и вовсе потоп начнется. Чтобы оперативно решать все проблемы, было решено построить подземную ремонтную мастерскую и подземное депо на конечной станции «Кикар Париз» («Парижская площадь»).

Спустя почти 30 лет после открытие метро власти заявили, что техническое состояние «Кармелита» делает поездку в нем опасной. 19 декабря 1986 года систему подземного транспорта закрыли и, как оказалось, на целых шесть лет. Судьба «Кармелита» висела на волоске, поскольку специальное исследование показало, что его восстановление не решит проблему общественного транспорта и пробок, но власти Хайфы все же решились на реконструкцию линии. Она началась в 1990 году силами специалистов швейцарской фирмы Von Roll.

Все имеют право на второй шанс

Вторая жизнь «Кармелита» началась в 1992 году. Открытие вновь посетил премьер-министр Израиля — Ицхак Рабин. С развитием технологий сокращалось число работников подземки. Если в 90-х годах ее обслуживало 25 человек, то к 2002 штат сократился на треть. Во время короткой Второй Ливанской войны в 2006 году «Кармелит» играл для жителей Хайфы роль бомбоубежища. В это время вход на станции был свободным и круглосуточным.

В течение первого десятилетия XXIвека метро Хайфы подлатали, а с 2012 года время работы «Кармелита» в будние дни продлили до полуночи. Тогда же было решено, что линия будет работать  по субботам (после заката солнца) и праздникам. Но, несмотря на все нововведения, востребованность подземки сильно упала, а ее популярность канула в прошлое. Обусловлено это рядом социальных, экономических и культурных факторов, перечисление которых нам не интересно. Но для сравнения замечу, что в 60-х годах прошлого века около 15 тысяч человек пользовались «Кармелитом» ежедневно.

В 2006 году эта цифра сократилась более чем в 7 раз – до 2 тысяч человек. При этом чтобы приносить прибыль хайфское метро должно перевозить гораздо больше пассажиров, но так как этого не происходит, оно является убыточным. Из-за этого периодически поднимаются разговоры о возможности закрытия «Кармелита». Вместе тем разрабатываются проекты по интеграции линии в городскую транспортную сеть.

Сторонники сохранения подземки отмечают, что только на Кармелите можно добраться из Нижнего города до Кармеля за 10 минут (на автобусе  этот путь занимает минимум полчаса, то есть без пробок). Также они привлекают на свою сторону экологов, отмечая большую экологичность подземной системы. Но горожане пользуются метро редко и неохотно. Зато для туристов поездка на «Кармелите» — это новые впечатления и опыт. Вот и я решил испытать на себе все прелести метро Хайфы.

Тихие поезда и пустые станции — впечатления от «Кармелита»

Хотя на самом деле пассажиром «Кармелита» я стал скорее поневоле. Рассчитывал, что по Хайфе буду перемещаться на арендуемой машине, на которой приехал сюда из Тель-Авива. Но запутанная сеть улиц, по которой я плутал больше часа в поисках своего отеля, отбила у меня всякое желание кататься на машине. Зато недалеко от гостиницы оказалась станция метро – к ней я и направился, оставив вещи в номере.

Чтобы прокатиться на «Кармелите» нужно приобрести билет, который продается в специальных автоматах. По умолчанию аппарат настроен на иврит, но можно перевести его на английский язык. Затем вам предложат выбрать число поездок и категорию билета. Теперь нужно внести деньги и дождаться печати билета. Если вам что-то непонятно попросите помощи у дежурного или охранника.

Пробиваем билет в турникете (стрелкой показано как правильно засунуть билет в щель) и оказываемся на платформе. На метро Москвы и любую другую подземку линия «Кармелит» совсем не похожа. Напоминает она разве что стамбульский тюннель (Istambul Tunel), на котором я тоже катался и обязательно посвящу ему отдельный пост. Интерьер станций довольно необычный, а узкие коридоры, отделанные желтой плиткой, даже немного пугают.

Помимо меня поезд на платформе ждал еще один человек (позже к нам присоединилась женщина), поэтому она выглядела пустынной и отчасти заброшенной. И только информационное табло, показывающее время, интервал до следующего поезда и другие сведения, говорило, что я не перенесся во времени и пространстве. Платформа при этом (как и поезд) не ровная, а имеет разные уровни, что легко объясняется – состав везет пассажиров в гору и спускает с нее.

Интервал в движении поездов не маленький – около 10 минут. Для тех, кто не хочет проводить их под землей в ожидании поезда, есть информационные колонны, установленные на улицах, которые показывают местоположение обоих поездов (да-да, на линии курсируют всего лишь два поезда).

Обычно приход поезда слышно задолго до его появления из тоннеля, но не в случае с «Кармелит». Поезда хайфской подземки считаются одним из самых тихих рельсовых средств транспорта в мире. Весь секрет в очень мягкой подвеске. Представьте, что звук скользящего троса, который приводит в движение поезд, громче звука, производимого при движении состава. Поезд в обязательном порядке остановится на каждой станции, но вот двери могут и не открыться. Для этого нужно нажать кнопку, расположенную в центре двери. Туристам в названиях станций сориентироваться будет легко, поскольку помимо иврита и арабского они написаны на английском языке. Впрочем, заблудиться под землей будет сложно.

В целом метро Хайфы для меня произвело довольно гнетущее впечатление. Обилие желтого цвета, интерьер из прошлого, малое количество народа и чуть ли не звенящая тишина на станции производят вкупе довольно гнетущее впечатление. Хотя не исключено, что многие эмоции были подсказаны мне собственным подсознанием. Но все же путешественник, который приедет в Хайфу, должен узнать что такое «Кармелит». Линия метро стала такой же неотъемлемой частью города, как сады Бахаи и пещера Ильи Пророка.

Полезная информация

Официальный сайт: carmelit.com (есть версия на английском языке)

Режим работы:

С воскресенья по четверг – 06:00 – 00:00

В пятницу и канун праздников – 06:00 – 15:00

Суббота и праздники – с исхода субботы до 00:00.

Как добраться:

Сесть на поезд можно на любой из станций, но лучше прокатиться от начальной до конечной.

Станции метро Хайфы (перечисляю по движению с горы в Нижний город):

«Ган а-Эм» «Парк Матери»)

«Бней-Цион» («Сыны Сиона»)

«Массада»

«А-Невиим» («Пророки»)

«Солель Боне» («Прокладываем и строим»)

«Кикар Париз» («Парижская площадь»).