Мир для путешественника

Индонезия: самая большая мечеть Юго-Восточной Азии

57026769

Пролетая на Суматрой, попалась мне в кармашке самолетного кресла прелюбопытнейшая брошюра. На языках различных религий была написана молитва, чтоб самолет долетел хорошо, а ежели что случится, то на все воля Божья.

Индонезия — это самая густонаселенная мусульманская страна. Сегодня я покажу вам самую большую мечеть не только Индонезии, но и всего региона Юго-Восточной Азии.

Скажу сразу, что из всех участников этого путешествия достаточно близко с исламом знаком только я. Остальные же никогда не были ни в мечети, а также не имели контактов с мусульманским населением, назовем это «Ислам по телевизору»… Оттого мне было очень интересно проследить за их реакцией, когда сталкиваешься с этой религией один на один.


Мечеть «Истикляль» находится, можно сказать, в центре Джакарты. Ее сложно с архитектурной точки зрения отнести к традиционной исламской архитектуре. Надо признать, что таких «современных храмов» в мире становится все больше и больше. Снаружи своими формами «Истикляль» больше напоминала Дворец Советов, или что-то подобное. При этом стоит отметить, что архитектором проекта является человек христианского вероисповедания. Внутри мечеть пятиуровневая. Правда, на момент нашего нахождения в ней выше второго уровня было не подняться. Скажу, что мне не понравилась ее «очень туристичная направленность» — кажется, что даже мусульмане сюда больше приходят пофотографироваться, чем по делам духовным. Вне времени молитв нет разделения на мужские и женские «залы». Все как-то вперемешку, я такое не приемлю.

Ну и, конечно, совершенно иное впечатление она производит во время пятничных молитв. Массовость того или иного религиозного обряда — это завораживает всегда. (Далее представлены три фотографии, найденные через Google Images.)

Вокруг основного здания большое количество открытых площадей.

Фойе. Ну реально выглядит, как фойе ДК нефтяников.

В отличие от меня, моим спутникам мечеть очень понравилась. Давление своими формами и масштабом, конечно, делают свое дело.

В ничем не примечательном городе Паданге на острове Суматра мы набрели на достаточно любопытный райончик. Надо сказать, что хоть мусульмане имеют в этой стране тотальное преимущество по численности, внешне это никак не бросается в глаза. Люди одеваются так, что к какой-то отдельной религии их не причислишь. Если посмотреть на лица — и подавно мысль об исламе не придет в голову.

Единственное что — это очень большое количество мечетей. Причем они в большинстве своем очень маленькие… такие, для кума Тыквы — кажется, что туда не влезет больше одного человека. Но ставят их буквально через каждые сто метров.

Так вот, набрели мы на один райончик, где прихожанам местной мечети пришло в голову ходить «в религиозном». Тюрбаны, бороды, белые халаты…

«У меня трясутся колени…» — шепотом сказала Женечка. В ее голове явно наперегонки проносились слова «талибан», «моджахед» и «джихад»

«Сейчас поправим!» — сказал я, и двинулся к одному из столиков, за которым сидела пара бородачей. Мы были тут же усажены рядом с ними. В течение минуты каждый из нас был опрошен «что он хотел бы выпить», на столе появился нехитрый snack.

Имена наши были переиначены тут же: «Женя» и «Галя» в арабском произношении стали «Сеня» и «Лала». Про Никиту сказали, что это вообще японское имя. Потом басурмане очень смешно показывали, как японцы произносят на арабском «Нет Бога, кроме Аллаха» / «Ля илляха илля Лла». У них, видимо, какие-то буквы отсутствуют в языке, и фраза видоизменяется.

Разговор протекал душевно и легко. Мужчины постоянно вставляли слово «иншалла» и очень себя сдерживали, чтоб не перейти на религиозные темы. Потом долго извинялись за все вот это мусульманское «бла-бла-бла». Это выглядело очень круто, если человек понимает, что может напрягать других в общении с ним. Дал слабину — извинился.

А еще мне было приятно, что все девичьи страхи от общения с ними не оправдались.

Мы пошли дальше. По дороге вся эта мусульманская братия на мотоциклах догнала нас и вручила пакеты с едой и питьем. Ну лапочки же! А покажи таких по телевизору без комментария — какая в большинстве своем будет реакция у нашего населения?

Индонезия пройдена — хочется оглянуться на некоторые моменты, которые встретились мне по пути через Яву и Суматру.

Конец декабря. Джокьякарта

О боже, что это за город и как его описать одними фотографиями… Пульсирующий, бурлящий, неустающий.

Малиоборо-стрит — главная улица города. Где рикши и лошадиные повозки имеют свою выделенную полосу, а все тротуары уставлены харчевнями на земле, перетекающими в бесконечный рынок.

Признаться, у меня и самого были предрассудки в отношении мусульманских женщин. Я отчасти побаивался их. Ну там шариат, никах, хиджаб, харам, все дела. Но Индонезия полностью изменила мое отношение к ним. Дамы в мусульманских косынках от мала до велика здесь открытые, раскованные, дружелюбные существа.

И тут нам встречается огромный парк аттракционов. На нем город и заканчивался, он был прекрасной его кульминацией. Светящийся всеми огнями, с километровой парковкой мотоциклов, в дыму от приготовления беляшей и чебуреков, со всевозможными лавками, где опять можно купить всякую хрень. В местном аттракционе МАРС средства безопасности отсутствуют напрочь. А еще пара индонезийцев стоят на каждом носу, выполняя на подъемах какие-то немыслимые телодвижения. Не знаю уж, были ли у них «несчастные случаи на стройке» или нет…

Но безусловный шедевр — это карусель, которую разгоняли семь молодых индонезийцев. Маленькие Цои в майках-алкоголичках, похожие друг на друга, как соленые грузди в банке у мамки на полке… Они, как демоны, творили с ней самые настоящие чудеса: планировали над толпой, ухватившись за поручни, просачивались на полной скорости сквозь ограждения, бегали наперегонки по крутящемуся куполу и, как летучие мыши, свернувшись, висели под ним — то есть без всякой страховки исполняли все, от чего можно сорваться и улететь с этой планеты.

31 декабря. Джакарта. Праздник в самом разгаре.

Локальными точками празднования были припаркованные микроавтобусы, на которых веселилась молодежь.

Ну и с традиционными для Азии мусорными последствиями на местах основных гуляний…

2 января 2014 года следуя на пароме «Революционер Бонч-Бруевич» мы достигли берегов Суматры.

Последнее, что я увидел на Яве, — это был абсолютно голый мужчина, шедший по улице. У него была косматая шевелюра, болтающийся между ногами член и больше ничего. Он шел с Суматры. Это должно было насторожить.

Приближение к Суматре заставляло некоторых сбрасываться за борт. Это тоже должно было насторожить. Забегая вперед скажу, что опасения оправдались.

А теперь сущая прелесть: Суматранский цирк! Цирк, вот такой вот цирк — передвижной, на пустыре, как в кино, ну грех не сходить! Словом, полное шапито!

Афиша только подкрепила желание: «Московский цирк» (!) значился на ней. Это ж надо: доехать до города Бандар-Лумпанг, чтоб посетить там московский цирк.
Вывеску московского цирка делало наличие в труппе двух русских артистов — mister Denis и miss Alina. Все остальное составлял облезлый лев, клоун-лилипут и слоны.

Одухотворенные лица индонезийской публики озарились хохотом, как только все началось. Индонезийцам вообще много не надо — позитивная энергия у них в крови, и «лайкать» они будут все что ни попадя. А тут целый цирк! Да еще якобы из Москвы!

А дальше было двое суток лишений. 11 с лишним часов мы прождали в тесной комнатке автовокзала проходящий автобус до Паданга.

А потом еще 30 (!) часов на маленьких детских табуреточках без спинок в проходе автобуса, под завязку заполненного индонезийскими крестьянами. Попробуйте дома посидеть 24 часа на табуретке. Попробуйте в этом положении заснуть. Теперь добавьте к этому всему состояние качки, ибо дорога извилистая. А теперь приплюсуйте ко всему этому, что со всех сторон кто-то блюет, сморкается и чихает.

Вся боль и страдания выражены в этой фотографии, сделанной во время второй остановки в 8 утра.

Маленький городок Букит-Тинги — наверное, самое светлое место на Суматре. А может, просто потому, что именно в день его посещения нами была хорошая погода, которая здесь в этот период редкость.

Но Индонезия, конечно, достойна посещения. Рекомендую. Это говорю вам и я, и сын мэра города Букит-Тинги, которого мне принесли на благословение.