Мир для путешественника

Черный рынок миль: осторожно, мошенники!

Черный рынок миль. осторожно, мошенники

Черный рынок миль. осторожно, мошенники

Черный рынок миль: осторожно, мошенники! Пытаясь сэкономить на авиабилетах, некоторые путешественники идут на авантюру, покупая мили у случайных продавцов. Это дешевле и часто работает, но всегда остается риск «не улететь».

Черный рынок миль: осторожно, мошенники!

Черный рынок миль

Правила большинства авиакомпаний запрещают торговлю накопленными милями, однако в бонус-программах есть лазейка: билет можно переписать на другого пассажира — проще говоря, подарить. Благодаря этой возможности живет и процветает теневой рынок купли-продажи миль, который полон мошенников. Сегодня мы расскажем об одной из популярных схем обмана на примере реальной ситуации, случившейся этим летом.

История обманутых пассажиров

Три друга собрались устроить турне по азиатским странам, посетив сразу несколько государств: Таиланд, Камбоджу, Малайзию, Индонезию.

Составили маршрут, забронировали отели, купили билеты на все рейсы, кроме самого длинного и дорогого участка: Москва — Бангкок — Москва.

Денег оставалось немного, стали думать, как сэкономить. Как раз в этот момент хороший знакомый посоветовал «проверенного» человека, с которым уже многие «улетели» и который может выписать билеты «задешево».

Узнав стоимость услуги, друзья обрадовались — денег хватало даже на бизнес-класс: 27 000 руб. с человека, что за мили недорого.

Переговоры шли по телефону, так как продавец, представившийся Владом, жил далеко и приехать на сделку не мог. Деньги друзья перевели с карты через банкомат на названный счет. После того как билеты пришли на почту, молодые люди принялись спокойно паковать чемоданы.

Черный рынок миль: осторожно, мошенники!

Гром грянул за 24 часа до вылета, когда они не смогли зарегистрироваться на рейс. Набрав номера билетов на сайте авиакомпании, путешественники узнали о проблемах с билетами.

Звонок в службу бонусных программ окончательно развеял надежды на безоблачный отдых: оператор ничем не мог помочь, поскольку пассажиры не знали номера держателя бонусной карты.

Только тут друзья осознали, насколько серьезна ситуация: они не спросили у продавца миль ни номера карты, ни даже его фамилии, не говоря уже о паспортных данных и других «мелочах».

Звонок другу, знавшему Владимира лично, только усилил панику: выяснилось, что «знакомый» не такой уж и близкий, фамилия его неизвестна и вообще, как показал дальнейший опрос его клиентов, абсолютно никто не знает о нем ничего, кроме имени.

Телефоны Влада молчали, странички в соцсетях были заблокированы, друзья друзей ничем не могли помочь.

Операторы авиакомпании отнеслись к ситуации сдержанно: отвечали, что помочь ничем не могут, поскольку разглашение персональных данных клиентов запрещено законом. Времени разбираться больше не было — друзья решили покупать новые билеты.

После долгих поисков, с опозданием в сутки и существенной переплатой они улетели. Но впечатления от отдыха были испорчены. После возвращения путешественникам предстояли переговоры с представителями авиакомпании, попытки разыскать мошенника, консультации с юристами…

На сегодняшний день разбирательства ни к чему не привели: выяснилось, что Влад скрывает реальное имя, сам он проживает на Украине и разыскивается многими за долги и другие махинации.

Авиакомпания так и не назвала имени продавца, а лишь разъяснила, что участник бонусной программы, выписавший билеты за свои мили, отозвал их назад вскоре после оформления. Был ли он владельцем миль или посредником, остается неизвестным.

Черный рынок миль: осторожно, мошенники!

Комментарий специалиста

Насколько распространен подобный вид мошенничества, как борются авиакомпании со схемами обмана пассажиров и что следует делать потерпевшим в данной ситуации?

вид мошенничества

Мы попросили прокомментировать ситуацию представителей нескольких авиакомпаний. Самый оперативный и подробный ответ дал специалист по бонусным программам авиакомпании S7 Airlines.

Наталья Николаева, директор программы лояльности S7 Airlines:

«Ситуация, когда пассажиры оказываются без билетов, достаточно распространенная, но причиной становится не действия участника, который выписал билет.

Дело в том, что любая программа лояльности накладывает ограничения на использование своей «валюты» подобным образом, то есть накопленные участниками бонусы не могут быть проданы, куплены или обменены на материальные ценности. Таким образом, данные операции являются незаконными.

Стоит отметить, что сами участники клуба очень редко выступают в роли продавца своих миль, не для этого они их копили. Как правило, под видом участника-продавца выступает мошенник, который незаконным путем получил доступ к личному кабинету.

Так как данный вид мошенничества является достаточно распространенным, то у каждой компании выработаны свои методы по выявлению и отслеживанию как несанкционированных доступов к личным кабинетам участников, так и выписки премиальных авиабилетов.

Ведется статистика и формируются списки пассажиров, которые приобретают билеты подобным образом. Многие пассажиры знают, что покупка / продажа премиальных авиабилетов незаконна, но при этом полностью берут на себя риск остаться как без билетов, так и без отдыха / срыва деловых встреч и т. д. Причина этому достаточна банальна: мошенники предлагают купить билет со скидкой от 20 до 50%, нежели предлагает авиакомпания.

Черный рынок миль: осторожно, мошенники!

На практике отзыв миль — это очень редкое явление, авиакомпания проверяет выписанные билеты и аннулирует бронирования, которые были оформлены мошенническим путем, поскольку в данном случае договор перевозки считается незаключенным ввиду ненадлежащего исполнения пассажиром обязательства по оплате и пассажир не сможет воспользоваться данным билетом.

Если уж так сложилось, что пассажир уже заплатил мошеннику за свои билеты, то тут можно порекомендовать только одно: обратиться в правоохранительные органы».

Покупка миль — это большой риск, даже если их продает не посредник, а сам участник бонусной программы, честный «милевладелец». После выписки билета на ваше имя он имеет право отозвать свои мили назад без объяснения причин, не уведомив покупателя. Кроме того, сама авиакомпания также вправе аннулировать билет, если сочтет, что он был приобретен с нарушением правил использования миль.