Африка — от мечты до докторской диссертации

Лингвист и этнограф Кирилл Бабаев рассказал про подземный город Матмата, танцы догонов, открытие языка зиало и другие африканские диковинки.

Путешественник с более чем 20-летним стажем, участник множества этнографических и лингвистических экспедиций, он периодически ставит «плюс» в своем списке желаний и тут же рассчитывает очередной проект. Африку постигла стандартная участь: мечта, план, проект, результат. После неоднократных путешествий по континенту он провел скрупулезный анализ и понял, что Африка — именно тот регион, где может реализоваться его ненасытная жажда к интеллектуальным штурмам и фантастическим идеям.

Почему Африка

 

В Африке сосредоточено около трети всех мировых языков, то есть примерно около 2000. Есть языки, на которых говорят тысячи и десятки тысяч носителей. Есть, которыми пользуются только сотни человек. Некоторым языкам уже в ближайшее время грозит вымирание, поэтому важно их успеть описать и задокументировать. Не говоря о том, что до сих пор существуют неизвестные миру языки — с детства я мечтал обнаружить один из них. Но помимо языков громадный интерес представляет изучение религий, культур и традиций народов Африки…

Языки Африки группируются в четыре семьи по своему происхождению. Самая любопытная семья — койсанская. Особенность ее состоит в уникальном наборе «щелкающих» согласных фонем — подобное не встречается больше ни в одном языке мира. Носители койсанской семьи проживают на юге континента.

А самая большая семья — это языки нигер-конго: около 1500. На нигер-конго говорят те, кто живет южнее Сахары. К ним, в частности, относится описанный мною язык зиало. Его открытие произошло во время экспедиции в Гвинею в 2010 году.

Открытие языка зиало

Язык был известен местному населению и миссионерам. Американка миссионер работала в этом районе. В ее записях мы нашли строчку, что «там за горой, в джунглях есть народ зиало». И точка. Больше ничего. Но мы по крайней мер знали, где искать. Нашли.

Наша экспедиция во влажные леса южной Гвинеи началась с поиска проводника. Он должен был говорить и на французском, и на зиало. Мы нашли его через католическую миссию города Масанта, звали его Сиафа. Но поскольку в городе язык заметно видоизменяется, а в описании требуется его «чистота», мы поехали в родную деревню Сиафы.

Первый контакт со старейшинами не состоялся: меня приняли за шпиона и посадили в тюрьму. Пришлось проявить все свое мыслимое и немыслимое красноречие и с патриотическим пафосом объяснить им, что если я не изучу язык, то для всех ученых мира он будет считаться лишь диалектом соседнего языка лоома. Этого, конечно, старейшины не могли потерпеть. И вождь объявил, что я могу приступить к своему благородному делу, чтобы мир узнал о зиало. Меня нарекли родовым именем Коли Зуманиги, в честь основателя деревни, выделили дом и обязали Сиафу во всем мне помогать.

Потянулись недели сражения с языком зиало и с Сиафой, который с трудом постигал разные синтаксические премудрости родного языка. Чтоб вписать одно слово в словарь, приходилось разгадывать целые ребусы.

— С каждым днем в деревне относились ко мне лучше. Однажды я попытался отблагодарить своих хозяев и предложил им денег, но мне вместо этого предложили поработать с мужчинами на сборе кофейных зерен. До сих пор не могу поверить, что остался живой. Вязкая изнуряющая жара… Муравьи, бесцеремонно бегающие по всему телу в поисках неискусанного кусочка тела… И еще слепая гадюка, которую Сиафа разрубил мачете в двух сантиметрах от моей ноги.

Через два месяца основная работа по составлению словаря и грамматического очерка была сделана. Провожали меня всей деревней. На прощание вождь держал речь: «Знаешь что, Коли? Ты говорил, что у тебя нет своей деревни. Так вот — теперь она есть у тебя. Твоя деревня — наша Гави-Койлазу».

Через год после экспедиции вышла книга Кирилла Бабаева «Язык зиало: Очерк грамматики и словарь», в которой приводятся сведения о географии распространения языка зиало, описаны его фонология, тонология, морфология и синтаксис, представлен базовый словарь

Африканские «бренды»: догоны, масаи и не только

Малоизученны племена догонов, которые обитают в Мали. Они «закрываются» от контактов с чужими людьми, опутывают свою жизнь мистикой. Пожалуй, самое зрелищное представление в стране догонов — танец масок. Ради этого ритуала, несомненно, нужно посетить Мали. Следует знать, что туристам догоны никогда не показывают настоящие маски: продают обычно подделки. Настоящие древние ритуальные маски жрецы прячут в священных пещерах и ревностно оберегают их даже от своих сородичей.

Под барабанную дробь на площадь вышли около 20 догонов. На голове каждого громоздилась неимоверных размеров маска, в которую, как они верят, вселилась душа умершего. Большинство масок копируют священных животных: крокодил, корова, антилопа, заяц… Существует маска питона высотой в 3 м. Танцор мастерски удерживал ее и при этом выполнял ритмичные движения. Танцевали догоны молча: только барабанная дробь и топот босых ног по пыльной земле. Деревянные лица с прорезями для глаз и танец без единого слова — это может произвести жуткое впечатление.

В южном Тунисе есть уникальные поселения: подземный город Матмата и ксары района Татауин. Живут здесь берберы — еще один загадочный народ африканской земли. Любопытно их жилище. Они роют яму площадью примерно с однокомнатную квартиру, делают сбоку вход в виде подземного туннеля. В стенах ямы сооружают ниши, которые, говоря современным языком, служат и комнатой, и кладовой, и кухней… «Квартиры» — и одноуровневые, и двухуровневые. На дне ямы обязателен колодец, а над входом от сглаза нарисована синяя рука или висит рыбий хвост.

В окрестностях города Татауин находятся еще более живописные поселения — ксары: укрепленные многоэтажные деревни из глины, похожие на огромные муравейники. Их тоже возводили для обороны, поэтому вокруг деревни высятся мощнейшие стены. Как и полагается в «муравейнике», жилье представляет собой крошечную каморку. Сегодня в ксарах почти никто не живет, но применение им нашли: здесь хранят зерно, сено и вещи.

Туристическим брендом Кении и Танзании стали масаи — пожалуй, самые популярные из племен на востоке континента.

Масаи, разодетые в красные балахоны, сначала устраивают показательное шоу: танец приветствия, осмотр крааля, разжигание огня традиционным способом (трение двух палок — обычно одна из кедра, другая из акации), а потом навязчиво предлагают купить у них бутафорские кинжалы, копья, другие сувениры.

Их сувениры продаются в Кении и Танзании повсюду, а сами масаи со своими специфическими рваными ушами разгуливают во всех местах скопления туристов или стоят в виде манекенов у входа в отели.

— Жители стран Западной Африки все чаще посещают христианские миссии, но в определенных случаях по-прежнему по проторенной вековой дорожке отправляются к жрецу за помощью и советом. Они знают, что можно просить у вуду или жреца, а что у Христа. По их мнению, жрец гораздо быстрее исполняет просьбы, чем христианский бог. У него есть джуджу (волшебный фетиш): ты его использовал, и через короткое время может произойти то, что тебе надо. Правда, вуду не только дает, но за оказанную услугу забирает что-то или кого-то. Христианскому же богу надо долго молиться, прежде чем исполнится твоя просьба, но зато он ко всем великодушен.

Перспектива

Совсем недавно вышла в свет книга о языках Африки, по которой я защитил докторскую диссертацию. Но у меня скопился огромный архив фотографий, есть интересные наблюдения и научные исследования, которые я бы хотел предложить широкому читателю. Поэтому в ближайших планах — издание большой научно-популярной книги об Африке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *